История кроссовок Nike Air Max Plus/Tn

История кроссовок Nike Air Max Plus/Tn

Иногда спортивная обувь выходит за пределы своей профессиональной сферы и становится настоящим культурным феноменом. Одни из таких кроссовок – это Nike Air Max Plus, выпущенные в 1998 году.

Это уникальное дополнение к династии Air Max смогло значительно повлиять как на эпоху, в которой модель появилась впервые, так и на те, которые последовали за ней. Эти кроссовки уже двадцать лет продаются в разных уголках планеты, никогда не испытывают упадка в продажах и выпускаются в сотнях вариантов расцветок и конструкций, в том числе в версиях из кожи, Ultra и в виде слипонов. Но главным показателем успеха Nike Air Max Plus стал их неофициальный ребрендинг – в некоторых местах кроссовки больше известны под двумя буквами «Tn» в честь модели Tuned Air, с которой началась эта линейка – и теперь они стали привычными кроссовками улиц.

Разработка эстетики Nike Air Max Plus

И хотя культовый статус силуэта хорошо всем знаком, его история менее известна. Кроссовки, разработанные опытным дизайнером индустрии Шоном Макдауэллом, сочетают в себе редко встречающееся эстетическое воздействие с ранее не использованными технологиями производства. Ниже Макдауэлл делится своими воспоминаниями о создании этой классической модели.

Разработка прототипа Nike Air Max Plus

Макдауэлл (хотя и неосознанно) начал придумывать концепцию Air Max Plus еще до того, как присоединился к Nike.

«Я отдыхал на пляжах Флориды и просто размышлял и рисовал – это был один из самых творческих периодов в моей жизни», – он вспоминает отпуск, в который отправился со своими друзьям после увольнения с одной работы и перед устройством в Nike. – «Как-то вечером уже начинало смеркаться, и ярко-голубое небо начало тускнеть, переходя в темно-синее. На ветру колыхались листья пальм».

«Я отдыхал на пляжах Флориды и просто размышлял и рисовал – это был один из самых творческих периодов в моей жизни», – Шон Макдауэлл

Местная красота пробудила его воображение. «Я это зарисовал и подумал: “Из этого могла бы получиться хорошая боковая панель, эти пальмы могут как бы придерживать ногу”», – говорит он, взяв это на заметку, чтобы использовать в будущем.

Вскоре после этого, в 1997 году начавшему работать в Nike Макдауэллу было поручено взяться за создание новых беговых кроссовок (и тем самым закончить проект для магазина Foot Locker) с использованием инновационных технологий Air Max, с двух сторон внедрив в подошву полусферы, которые должны были улучшить технологию амортизации. Их рабочим названием стало «Sky Air». До этого ритейлеру уже было представлено более 15 различных эскизов, но ни один из них не получил одобрение.

«Как только я услышал слово “небо” (“sky”), я тут же вспомнил: “О боже, я же совсем недавно видел во Флориде просто потрясающее небо”», – говорит Макдауэлл, вернувшийся к своим наброскам. – «Я нарисовал рассвет. Нарисовал голубую версию. Нарисовал фиолетовую. Попробовал несколько разных цветов и версий неба. Некоторые пальмы выглядели более технично и геометрично, другие более витиевато».

Еще одна ключевая характеристика Air Max Plus была навеяна китами. «Геленок выполнен в виде стилизованного хвоста кита», – говорит Макдауэлл. – «Хвост, выходящий из воды, уже стал настоящим символом».

Отсутствие опыта Макдауэлла в работе компании сыграло ключевую роль в создании характерного свуша Air Max Plus. До этого он никогда не рисовал фирменную галочку бренда, и у него не было никакого шаблона. «Никто не давал мне никаких указаний, потому что всё это происходило в первые дни моей работы», – говорит он. – «Форма свуша немного отличалась от привычной, и я разместил окантовку с внутренней стороны, хотя во всех рекомендациях бренда говорится о том, чтобы она была снаружи».

Также было важно то, что будет видеть владелец кроссовок. «Я хотел сделать акцент на вид сверху вниз», – говорит Макдауэлл. – «Пальмы хорошо выглядели в середине и внизу, но когда дело дошло до их соединения наверху, их общая прямая линия выглядела странно, поэтому я подумал: “Что еще можно сделать для того, чтобы они стали немного интереснее?”»

Учитывая колоссальное влияние Air Max Plus на моду, легко забыть о том, что изначально они создавались для бега, и Макдауэлл хотел включить в них как можно больше технологий, повышающих производительность, в том числе так называемые «канавки гибкости» на передней части стопы и лучшие технологии Nike для подошвы. «Теперь это популярные повседневные кроссовки», – говорит он. – «Но они весят меньше 350 грамм. Для кроссовок из полиуретана это очень мало – особенно по меркам тех времен».

«Я хотел сделать акцент на вид сверху вниз», – Шон Макдауэлл

Сам будучи заядлым спортсменом, Шон понимал, где борьба с традициями может привести к повышенной функциональности. «Я с детства бегал и поэтому знал, что нужно всегда бежать лицом к движению, чтобы водители могли тебя видеть. Я думал: “Странно, что почти всегда светоотражающие детали размещают на задней части кроссовок, хотя на самом деле они нужны спереди”», – говорит он. – «Поэтому я разместил светоотражающие полоски на передней части, носке и язычке».

Его приверженность к деталям распространилась и на необычную подошву. «Я решил сделать несколько резиновых полусфер, потому что в середине их было не видно, и было непонятно, есть ли там какие-то новые технологии», – объясняет он. Он добавил цветные резиновые элементы, чтобы привлечь больше внимания к технологии Tuned Air, находящейся внутри. Он также нарисовал линии пальм на геленке и логотипе Tn. «Эти линии указывали на воздушную подушку, как бы говоря, что это крутая штука», – говорит он.

айр мак плюс набросок
Оригинальный эскиз Макдауэлла

Теперь Air Max Plus, конечно, всегда ассоциируется с логотипом Tn Air, но в те времена шестиугольный брендинг стал для Макдауэлла сюрпризом. Он всего неделю занимался набросками и чувствовал, что пока всё выглядит довольно хорошо. «Я не знал, где его расположить, но мне сказали, что очень важно, чтобы он был где-то на видном месте».

Отпуск Макдауэлла также сыграл важнейшую роль в решении дизайнера отойти от традиционных расцветок. При создании трех первых версий Air Max Plus он представил себе историю о смене дня и ночи. «У нас не было специалистов по цвету, так что первые три пары стали важной частью истории», – говорит он. – «Первые кроссовки олицетворяли собой сумерки, вторые были практически черными с небольшими вкраплениями красного [для этого использовалась светоотражающая сетка из модели Jordan XIII], что символизировало звезды в ночном небе, а третьи были желтого и ярко-оранжевого оттенков, что изображало восход солнца следующим утром».

Производство Air Max Plus

В Air Max Plus было использовано много инновационных технологий, и первыми на очереди стали сублимационные чернила для окраски.

Хотя эскизы Макдауэлла были очень впечатляющими, он помнит, что оптимистично верил в то, что их можно будет претворить в жизнь. «Когда я нарисовал цветовой переход, мне все говорили: “У тебя никогда такого не получится, нельзя найти таких материалов”. А я сказал: “Мы просто используем сублимационную краску”», – вспоминает он. Но раньше этого никогда не делали.

Оригинальные расцветки Айр Макс Плюс

Вспомнив плавно переходящие цвета на принте пламени Nike Flame (кроссовок, родственных культовой классике Omega Flame, вышедших в начале 1980-х), в которых он бегал в юности, дизайнер уверился в том, что такое производство возможно. «В одежде такие технологии уже применяли, поэтому я подумал, что это должно быть довольно легко», – говорит Макдауэлл. Они начали со светлого оттенка голубого и напечатали поверх него более темный. «Уже первый сэмпл получился идеальным», – говорит он.

Когда я нарисовал цветовой переход, мне все говорили: «У тебя никогда такого не получится, нельзя найти таких материалов», – Шон Макдауэлл

Конструкция верха, нарисованная Макдауэллом, тоже стала вызовом привычным технологиям. В частности, до этого пластиковые детали никогда не спаивали с тканью. «Но ранее мы уже работали с маленькими логотипами, так что я предложил сделать всю конструкцию из спаянного термополиуретана», – вспоминает он. Тем не менее, за две недели до встречи с Foot Locker оставалось под вопросом, получится ли у него это сделать. «Мне сказали: “Лети в Азию, сделай сэмплы, и будем надеяться, что встреча пройдет хорошо”», – говорит он.

Макдауэлл проделал долгий путь к производственным заводам, но там его ждала плохая новость. «Мне сказали, что такие размеры припаять они не смогут», – говорит он. – «На это потребуется слишком много энергии, и либо ткань расплавится, либо ничего не соединится». Но вместо того, чтобы сдаться, Макдауэлл предложил сделать три отдельные «спайки». Производители попробовали поступить так, и всё получилось. «Это было важной победой», – говорит он.

Успех Air Max Plus

Несмотря на то, что создать эти кроссовки оказалось возможным с точки зрения производства, компании по-прежнему требовалось согласие ритейлера. После встреч, на которых Макдауэлл присутствовал вместе с будущим президентом и генеральным директором Nike, Inc. Марком Паркером, исполнительный директор Foot Locker предложил необычный эксперимент для исследования рынка: выставить кроссовки на полки магазина во время окончания школьных занятий и посмотреть на реакцию людей.

«Уже через 5 или 10 минут у модели столпилось около 10 ребятишек, спрашивающих: “Что это? Как их купить?”» – вспоминает Макдауэлл. – «Наши партнеры смотрели по сторонам и говорили: “Я никогда их прежде не видел, я не знаю, сколько они стоят, я не знаю, откуда они тут появились”, – пока дети бегали вокруг, крича, – “Я хочу их купить!” Они были на грани отчаяния. А я просто сиял».

Успех Air Max Plus в продажах

После этого кроссовки были выпущены и практически сразу завоевали международную популярность. И хотя Макдауэлл это понял с самого начала, у него в памяти навсегда остался один из примеров преданности силуэту. «Я видел, что кто-то сделал себе татуировку на ногу в виде Tuned Air. На стопе была изображена подошва кроссовок», – говорит он. – «Полоски и свуш по бокам, сзади – всё закрашено черным и нарисован логотип Tn. Это что-то потрясающее».

«Я видел, что кто-то сделал себе татуировку на ногу в виде Tuned Air»,  Шон Макдауэлл

За двадцать лет с тех пор, как Nike Air Max Plus появились на полках, фандом, о котором говорит Макдауэлл, успел пережить взлеты и падения. Силуэт по-прежнему остается любимцем культа в Нью-Йорке, время от времени проникая в мейнстрим-культуру. Он стал неотъемлемой частью моды Парижа и Лондона. В Австралии Мельбурн и Сидней получают постоянный поток местных эксклюзивных расцветок.

Несмотря на свою явную техничность, для фанатов Tn эти кроссовки ассоциируются с одним значением: классика.

Будет интересно: История модели Nike Air Presto

Комментарии закрыты.