История кроссовок Nike Air Presto

В 1996 году Тоби Хэтфилд, брат легендарного дизайнера Nike и Air Jordan Тинкера Хэтфилда, оказался в Корее на совещании по производственному процессу, где пожаловался на свою обувь. В тот момент все в кабинете носили новые кроссовки Nike, но надевший их Хэтфилд сразу понял, что с ними что-то не так. «Когда, надев их, я встал, у них тут же лопнул верх», – вспоминает он. Этот случай явился катализатором поисков нового дизайна, результатом которых стала одна из самых инновационных моделей Nike – Air Presto.
Первоначальной идеей Хэтфилда было создание облегающих и максимально комфортных кроссовок, что в тот период было невозможно ввиду существующего производственного процесса Nike. Даже суперсовременные и ультранеобычные Huarache были лишены желаемой гибкости из-за используемых материалов (кожи, сетки и их соединения). В конце концов, Presto оставили эти ограничения далеко позади, для чего, однако, Хэтфилду и его команде потребовалось перебрать все возможные варианты.

Прототип Air Presto
Имя «Presto» закрепилось за моделью лишь в 2000 году, но уже в 1996 был готов первый прототип – по сути, ни чем не примечательные кожаные кроссовки с сеточными вставками и V-образным вырезом. Последнее стало решением проблемы порванного Хэтфилдом в Корее верха: он просто вырезал часть лишнего материала, предоставив ноге возможность двигаться более свободно, а кроссовкам – отвечать движениям бегуна.
Когда же прототип был готов, Хэтфилд захотел тщательно протестировать его, но сам сделать этого он не мог – уж слишком предвзято было отношение к своему детищу, поэтому на эту роль был выбран коллега. Единственной проблемой было то, что прототип был 41-го размера, а коллега носил 43-ий. Хэтфилду настолько не терпелось услышать впечатления о кроссовках, что он опустил этот факт в разговоре, понимая, что разница в размерах станет основным замечанием. Каково было его удивление, когда коллега даже не заикнулся про размер! V-образный вырез позволил кроссовкам адаптироваться под больший размер ноги, сохранив при этом их свойства. «Вырез не только улучшил прилегание в пяточной области, сняв при этом напряжение с лодыжки, но при этом обеспечил эффект дверной петли, позволивший кроссовкам увеличиться в размере», – отметил Хэтфилд. Такой подход стал полной противоположностью расхожей в то время практике подбора спортивной обуви. Многие годы потребовались, чтобы этот подход оправдал себя, но оно того стоило.

В руках Хэтфилда были кроссовки, не привязанные к традиционной размерной сетке. И, в конце концов, если одни и те же кроссовки подходят ноге 41-43 размера, есть ли вообще смысл в такой сетке? Хэтфилд считал, что, по крайней мере, для Presto таких ограничений не существует, воспринимая модель больше походящей на верхнюю одежду – на ту же футболку: «Мы же не делаем промежуточных размеров для наших футболок – мы выпускам small, medium и large. Что если применить такой подход и к обуви, обозначив диапазон размеров?» Эта идея, в конце концов, полностью изменила подход к размерности кроссовок. Однако появление на свет «тех самых» Presto было ещё неблизко.
В течение нескольких последующих лет дизайн Presto продолжал совершенствоваться. Каждая деталь Presto была опробована в моделях, выпущенных под собственными именами. V-образный вырез нашёл место в Air Gauntlet 1998 года, бесшовная внутренняя сторона и сетчатый верх были доведены до ума в Air Zoom Drive 1999 года.

Элементы дизайна кроссовок
Но Presto не ограничивались этими элементами – Хэтфилду и его команде требовались правильные материалы: кожа была слишком тяжёлой и жёсткой, сетка страдала малой эластичностью и ограниченной областью применения, а использованный в Air Huarache неопрен, призванный удерживать тепло, имел противоположные необходимым для Presto свойства – ни один из материалов не отвечал требованиям модели. И вот на горизонте появилась она – spacer-сетка, используемый в медицине дышащий материал, обладающий гибкостью и эластичностью неопрена, которому можно было придать необходимую форму. Эта сетка сделала возможным уменьшение размера V-образного выреза, сохранив при этом эластичность конструкции. Шнуровка осуществлялась через резиновые направляющие, обеспечивающие фиксацию ступней, а прорезиненный носок защищал кроссовки от посторонних предметов. Податливость материалов обеспечила отмеченную Хэтфилдом независимость от размерной сетки, поэтому он предложил указывать размеры кроссовок наподобие футболок – от «XXS» до «XL». Вскоре Nike стали называть эту модель «футболкой для ног».

Оригинальный рекламный макет Air Presto с иллюстрациями Моники Тейлор и наименованиями цветовых вариаций пера Дилана Ли
Итак, у Хэтфилда есть кроссовки, но нет для них названия. Разумеется, невозможно поведать о кроссовках, не упомянув до сих пор их названия, но на тот момент ни Хэтфилд, ни Nike, ни кто-либо другой не могли предложить запоминающегося имени. Так продолжалось довольно долго, пока Nike, не желавшие более откладывать выпуск модели, не обратились за помощью к творческим умам страны. Из более чем 300 идей одна явно выделялась – «Presto Magic». Волшебное качество кроссовок подходить под любую ногу производит на людей впечатление сродни магическому трюку, сопровождаемому знаменитым «Вуаля!» иллюзиониста. Имя прижилось, и модель ожидала подготовки к выпуску.

После 4-х лет разработок Nike хотели провести презентацию кроссовок громко. И она стала поистине легендарной: все 13 цветовых вариаций были выпущены одновременно; они сопровождались видеоинсталляциями с иллюстрациями Моники Тейлор и были снабжены шутливыми прозвищами пера Дилана Ли и рекламного агентства Wieden & Kennedy, ответственного за все слоганы Nike 80-90-х годов. Оригинальные имена 12 цветовых гамм послужили вдохновением для инсталляций: «Пузатый снеговик», «Брутально-медовый», «Фингал», «Ставрида», «Похмельная муха», «Оранжевый монах», «Волшебник Билл», «Бешеная панда», «Кровяная колбаса», «Подозрительный молочник», «Домашние неурядицы» и «Жуткое облако». 13-ая гамма осталась без названия (вот же невезение!).
Изобретательные названия, грамотная рекламная кампания и Олимпийские игры 2000 года обеспечили кроссовкам мгновенный успех. Странно, однако, что модель повторила участь прежних детищ Nike, заложенных в жертву новым проектам. На этот раз приоритет отдали Nike Free, ставшему прямым потомком Presto, оттянув от последнего всё внимание. В конце концов, Free стал доминировать в беговом секторе Nike, и Presto так и не удалось вернуть себе инициативу. По крайней мере, в беговой дисциплине – через 10 лет, однако, Presto вернулись в культуру в новом обличии.

В течение этого периода у Presto была непростая судьба.
В 2001 году Nike изготовили несколько пар Presto для Эрика Клептона, носившего их во время своего тура. Впоследствии эту модель можно было не раз встретить на аукционах. В 2002 году творческое трио HTM (Хироши Фудзивара, Тинкер Хэтфилд и Марк Паркер) переработали оригинальную модель в грубого вида замшевую HTM Air Presto Roam. В 2004 году Фудзивара вновь занялся Presto вместе с Hello Kitty, отмечавшими своё 30-летие. Ходят слухи, что в мире всего около десятка Presto с Hello Kitty. В 2008 году всплыли одна-две пары Presto с официальным логотипом «Секса в большом городе», ставшие полной неожиданностью, которая, тем не менее, имеет место быть.
Венцом более чем 15-летнего существования кроссовок стал рекламный шедевр «Le Poulet en Colere» («Злая курица»), в котором основатель зарождающегося во Франции паркура Себастьен Фукан пытается скрыться от курицы. Реклама снабжена комментариями на французском и английском и строго рекомендуется к просмотру.
Presto на ногах Фукана отличаются как от Air Presto 2000 года, так и от встречающихся сегодня на полках моделей. Несмотря на смещение фокуса в сторону новых проектов, Presto продолжали совершенствоваться, однако новые их версии в виде Utility и Mid не нашли поддержки публики.
Наконец, в 2015 году Nike вернулись к оригинальным гаммам, а в 2016 снова вышли в свет вдохновлённые Олимпийскими играми расцветки. Однако же всю мощь Presto публика ощутила в сентябре 2016 года.
Осенью 2016 года в свет вышли 3 модели Air Presto, созданные совместно с германским брендом одежды Acronym, использующим высокотехнологичные ткани и инновационные фасоны и получившим от Nike зелёный свет на переработку оригинальных Presto. В результате кроссовки стали выше, на пятке появились молнии, а борты Hyperfuse из эстетических соображений были смещены. Кроссовки тут же смели с прилавков, а их стоимость на вторичном рынке доходит до 1000 долларов за самый популярный оливковый цвет.

Успех Acronym сделал возможным выпуск нескольких популярных вариаций Presto, среди которых оказалась последовавшая за конвенцией Nike «What the» дерзкая «Greedy» («Жадные»), включающая в себя элементы десятка различных цветовых гамм.
Второй большой успех Presto пришёлся на осень 2017 года, год спустя после выпуска модели Acronym, и был обязан совместному провокационному проекту Virgil Abloh и Off-White в рамках коллекции «The Ten», результатом которого стали «вывернутые наизнанку» кроссовки: потребовавший 4 года исследований верх внезапно приобрёл форму мокасина, а бесшовная внутренняя часть открывает зрителю функциональные слои пены spacer-сетки. Всё, на что Хэтфилд и его команда потратили 4 года, было буквально перевёрнуто с ног на голову – полёт дизайнерской мысли на грани фола.

Air Presto были рождены из необходимости решить проблемы, не видимые для других. Решение стало настолько успешным, что сегодня об этих проблемах мало кто может вспомнить, а само оно, благодаря своей простоте, до сих пор используется повсеместно без оглядки на трудности, через которые пришлось пройти. Однако вся история этого нелёгкого пути раскрывается самими кроссовками – под нашим пристальным взглядом и на бегу.