История модели кроссовок Nike Air Presto
Nike

История кроссовок Nike Air Presto

В 1996 году Тоби Хэтфилд, брат легендарного дизайнера Nike и Air Jordan Тинкера Хэтфилда, оказался в Корее на совещании по производственному процессу, где пожаловался на свою обувь. В тот момент все в кабинете носили новые кроссовки Nike, но надевший их Хэтфилд сразу понял, что с ними что-то не так. «Когда, надев их, я встал, у них тут же лопнул верх», – вспоминает он. Этот случай явился катализатором поисков нового дизайна, результатом которых стала одна из самых инновационных моделей Nike –  Air Presto.

Первоначальной идеей Хэтфилда было создание облегающих и максимально комфортных кроссовок, что в тот период было невозможно ввиду существующего производственного процесса Nike. Даже суперсовременные и ультранеобычные Huarache были лишены желаемой гибкости из-за используемых материалов (кожи, сетки и их соединения). В конце концов, Presto оставили эти ограничения далеко позади, для чего, однако, Хэтфилду и его команде потребовалось перебрать все возможные варианты.

Концептуальный эскиз Air Presto с отличительными чертами

Прототип Air Presto

Имя «Presto» закрепилось за моделью лишь в 2000 году, но уже в 1996 был готов первый прототип – по сути, ни чем не примечательные кожаные кроссовки с сеточными вставками и V-образным вырезом. Последнее стало решением проблемы порванного Хэтфилдом в Корее верха: он просто вырезал часть лишнего материала, предоставив ноге возможность двигаться более свободно, а кроссовкам – отвечать движениям бегуна.

Когда же прототип был готов, Хэтфилд захотел тщательно протестировать его, но сам сделать этого он не мог – уж слишком предвзято было отношение к своему детищу, поэтому на эту роль был выбран коллега. Единственной проблемой было то, что прототип был 41-го размера, а коллега носил 43-ий. Хэтфилду настолько не терпелось услышать впечатления о кроссовках, что он опустил этот факт в разговоре, понимая, что разница в размерах станет основным замечанием. Каково было его удивление, когда коллега даже не заикнулся про размер! V-образный вырез позволил кроссовкам адаптироваться под больший размер ноги, сохранив при этом их свойства. «Вырез не только улучшил прилегание в пяточной области, сняв при этом напряжение с лодыжки, но при этом обеспечил эффект дверной петли, позволивший кроссовкам увеличиться в размере», – отметил Хэтфилд. Такой подход стал полной противоположностью расхожей в то время практике подбора спортивной обуви. Многие годы потребовались, чтобы этот подход оправдал себя, но оно того стоило.

Nike Air Presto «Safari»

В руках Хэтфилда были кроссовки, не привязанные к традиционной размерной сетке. И, в конце концов, если одни и те же кроссовки подходят ноге 41-43 размера, есть ли вообще смысл в такой сетке? Хэтфилд считал, что, по крайней мере, для Presto таких ограничений не существует, воспринимая модель больше походящей на верхнюю одежду – на ту же футболку: «Мы же не делаем промежуточных размеров для наших футболок – мы выпускам small, medium и large. Что если применить такой подход и к обуви, обозначив диапазон размеров?» Эта идея, в конце концов, полностью изменила подход к размерности кроссовок. Однако появление на свет «тех самых» Presto было ещё неблизко.

В течение нескольких последующих лет дизайн Presto продолжал совершенствоваться. Каждая деталь Presto была опробована в моделях, выпущенных под собственными именами. V-образный вырез нашёл место в Air Gauntlet 1998 года, бесшовная внутренняя сторона и сетчатый верх были доведены до ума в Air Zoom Drive 1999 года.

Nike Air Presto Ultra Flyknit 

Элементы дизайна кроссовок

Но Presto не ограничивались этими элементами – Хэтфилду и его команде требовались правильные материалы: кожа была слишком тяжёлой и жёсткой, сетка страдала малой эластичностью и ограниченной областью применения, а использованный в Air Huarache неопрен, призванный удерживать тепло, имел противоположные необходимым для Presto свойства – ни один из материалов не отвечал требованиям модели. И вот на горизонте появилась она – spacer-сетка, используемый в медицине дышащий материал, обладающий гибкостью и эластичностью неопрена, которому можно было придать необходимую форму. Эта сетка сделала возможным уменьшение размера V-образного выреза, сохранив при этом эластичность конструкции. Шнуровка осуществлялась через резиновые направляющие, обеспечивающие фиксацию ступней, а прорезиненный носок защищал кроссовки от посторонних предметов. Податливость материалов обеспечила отмеченную Хэтфилдом независимость от размерной сетки, поэтому он предложил указывать размеры кроссовок наподобие футболок – от «XXS» до «XL». Вскоре Nike стали называть эту модель «футболкой для ног».

Оригинальный рекламный макет Air Presto с иллюстрациями Моники Тейлор и наименованиями цветовых вариаций пера Дилана Ли

Итак, у Хэтфилда есть кроссовки, но нет для них названия. Разумеется, невозможно поведать о кроссовках, не упомянув до сих пор их названия, но на тот момент ни Хэтфилд, ни Nike, ни кто-либо другой не могли предложить запоминающегося имени. Так продолжалось довольно долго, пока Nike, не желавшие более откладывать выпуск модели, не обратились за помощью к творческим умам страны. Из более чем 300 идей одна явно выделялась – «Presto Magic». Волшебное качество кроссовок подходить под любую ногу производит на людей впечатление сродни магическому трюку, сопровождаемому знаменитым «Вуаля!» иллюзиониста. Имя прижилось, и модель ожидала подготовки к выпуску.

NIKE AIR PRESTO MID SP

После 4-х лет разработок Nike хотели провести презентацию кроссовок громко. И она стала поистине легендарной: все 13 цветовых вариаций были выпущены одновременно; они сопровождались видеоинсталляциями с иллюстрациями Моники Тейлор и были снабжены шутливыми прозвищами пера Дилана Ли и рекламного агентства Wieden & Kennedy, ответственного за все слоганы Nike 80-90-х годов. Оригинальные имена 12 цветовых гамм послужили вдохновением для инсталляций: «Пузатый снеговик», «Брутально-медовый», «Фингал», «Ставрида», «Похмельная муха», «Оранжевый монах», «Волшебник Билл», «Бешеная панда», «Кровяная колбаса», «Подозрительный молочник», «Домашние неурядицы» и «Жуткое облако». 13-ая гамма осталась без названия (вот же невезение!).

Изобретательные названия, грамотная рекламная кампания и Олимпийские игры 2000 года обеспечили кроссовкам мгновенный успех. Странно, однако, что модель повторила участь прежних детищ Nike, заложенных в жертву новым проектам. На этот раз приоритет отдали Nike Free, ставшему прямым потомком Presto, оттянув от последнего всё внимание. В конце концов, Free стал доминировать в беговом секторе Nike, и Presto так и не удалось вернуть себе инициативу. По крайней мере, в беговой дисциплине – через 10 лет, однако, Presto вернулись в культуру в новом обличии.

Acronym x Nike Air Presto Mid
Acronym x Nike Air Presto Mid

В течение этого периода у Presto была непростая судьба.

В 2001 году Nike изготовили несколько пар Presto для Эрика Клептона, носившего их во время своего тура. Впоследствии эту модель можно было не раз встретить на аукционах. В 2002 году творческое трио HTM (Хироши Фудзивара, Тинкер Хэтфилд и Марк Паркер) переработали оригинальную модель в грубого вида замшевую HTM Air Presto Roam. В 2004 году Фудзивара вновь занялся Presto вместе с Hello Kitty, отмечавшими своё 30-летие. Ходят слухи, что в мире всего около десятка Presto с Hello Kitty. В 2008 году всплыли одна-две пары Presto с официальным логотипом «Секса в большом городе», ставшие полной неожиданностью, которая, тем не менее, имеет место быть.

Венцом более чем 15-летнего существования кроссовок стал рекламный шедевр «Le Poulet en Colere» («Злая курица»), в котором основатель зарождающегося во Франции паркура Себастьен Фукан пытается скрыться от курицы. Реклама снабжена комментариями на французском и английском и строго рекомендуется к просмотру.

Presto на ногах Фукана отличаются как от Air Presto 2000 года, так и от встречающихся сегодня на полках моделей. Несмотря на смещение фокуса в сторону новых проектов, Presto продолжали совершенствоваться, однако новые их версии в виде Utility и Mid не нашли поддержки публики.

Наконец, в 2015 году Nike вернулись к оригинальным гаммам, а в 2016 снова вышли в свет вдохновлённые Олимпийскими играми расцветки. Однако же всю мощь Presto публика ощутила в сентябре 2016 года.

Осенью 2016 года в свет вышли 3 модели Air Presto, созданные совместно с германским брендом одежды Acronym, использующим высокотехнологичные ткани и инновационные фасоны и получившим от Nike зелёный свет на переработку оригинальных Presto. В результате кроссовки стали выше, на пятке появились молнии, а борты Hyperfuse из эстетических соображений были смещены. Кроссовки тут же смели с прилавков, а их стоимость на вторичном рынке доходит до 1000 долларов за самый популярный оливковый цвет.

Off-White x Nike Air Presto

Успех Acronym сделал возможным выпуск нескольких популярных вариаций Presto, среди которых оказалась последовавшая за конвенцией Nike «What the» дерзкая «Greedy» («Жадные»), включающая в себя элементы десятка различных цветовых гамм.

Второй большой успех Presto пришёлся на осень 2017 года, год спустя после выпуска модели Acronym, и был обязан совместному провокационному проекту Virgil Abloh и Off-White в рамках коллекции «The Ten», результатом которого стали «вывернутые наизнанку» кроссовки: потребовавший 4 года исследований верх внезапно приобрёл форму мокасина, а бесшовная внутренняя часть открывает зрителю функциональные слои пены spacer-сетки. Всё, на что Хэтфилд и его команда потратили 4 года, было буквально перевёрнуто с ног на голову – полёт дизайнерской мысли на грани фола.

Nike Air Presto Mid Utility Bordeaux 2

Air Presto были рождены из необходимости решить проблемы, не видимые для других. Решение стало настолько успешным, что сегодня об этих проблемах мало кто может вспомнить, а само оно, благодаря своей простоте, до сих пор используется повсеместно без оглядки на трудности, через которые пришлось пройти. Однако вся история этого нелёгкого пути раскрывается самими кроссовками – под нашим пристальным взглядом и на бегу.

Расскажите друзьям в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *